1.5 Мышление и деятельность Богбаз10, §5, 46 – 47; 48 – 53; Богпроф10, §8, 85-88 (социальная сущность деятельности, мышление и деятельность, мышление и язык); Богпроф10, §17, 168-171 (структура деятельности), 174 (виды деятельности).
Мышление
Средство мышления – язык.
Типы мышления .
1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку
2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения - использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
.
1) Наличие потребности (материальной или духовной) что-то понять, узнать, объяснить.
2) Формулирование задачи (вопроса)
3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций
Формы мышления :
1) понятийные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.
Дея тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Структуры деятельности:
Объект – это то на что направлена деятельность.
Субъект – это тот кто ее осуществляет.
Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.
Средства её достижения
Результат
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности.
Потребности:
Физиологические
Социальные
Идеальные
Виды деятельности:
Практическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).
Материально – производственная
Социально – преобразовательная
Познавательная
Ценностно–ориентировочная
Духовная (изменение сознания людей)
Прогностическая
Деятельность может быть созидательной или разрушительной.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).
Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).
Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).
Формы общения:
Монолог или реплики.
Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.
Подробно
7.1. Деятельность.
7.1.1. Что такое человеческая деятельность?
7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
7.1.3. Структура деятельности:
7.1.4. Виды деятельности.
7.1.5. Творчество.
7.2. Мышление.
7.2.1. Что такое мышление?
7.2.2. Типы мышления.
7.2.3. Формы мышления:
7.2.4. Мышление и язык.
7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.
7.3. Деятельность или суета сует ?
7.1 . Деятельность .
7.1.1. Что такое человеческая деятельность ?
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных .
Деятельность человека :
1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;
2) целеполагание в деятельности;
3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;
4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);
5) творческий характер деятельности;
6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.
Поведение животного :
1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);
2) целесообразность в поведении;
4) воздействие на природу только органами тела;
5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных ?
Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.
Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».
3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.
7.1.2. Структура деятельности :
2) средства;
3) продукты (результаты);
4) мотивы;
5) действия.
7.1.3. Виды деятельности .
Классификация №1 (по содержанию) :
2) учение (учёба, познание);
4) общение.
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Особенности трудовой деятельности : целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.
Особенности игровой деятельности : происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.
Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Как соотносятся деятельность и общение ? (точки зрения) :
1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.
2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.
3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Общение и коммуникация .
Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.
Различия :
1) Получатель информации : общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.
2) характер обмена : общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.
3) Последствия : общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.
Виды общения.
По используемым средствам общения :
1) непосредственное – с помощью естественных органов;
2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);
3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;
4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.
По субъектам общения :
1) между реальными субъектами;
2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;
3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);
4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).
Функции общения :
1) социализация;
2) познавательная;
3) психологическая;
4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);
5) организационная.
Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности) :
1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);
2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
Классификация №3 (по характеру последствий) :
1) созидательная;
2) разрушительная.
7.1.4. Творчество .
Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.
Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).
Механизмы творческой деятельности :
1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;
2) воображение;
3) фантазия;
4) интуиция.
7.2 . Мышление .
7.2.1. Что такое мышление ?
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
Средство мышления – язык.
База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.
7.2.2. Типы мышления .
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.
Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:
1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
7.2.2. Формы мышления :
2) ассоциативно-образные;
3) вербально-речевые;
4) деятельностно-орудийные.
7.2.3. Мышление и язык .
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
7.2.4. Этапы мыслительной деятельности .
Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:
1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.
7.3 . Деятельность или суета сует ?
По своей активности человек избыточен, он производит уйму совершенно ненужных ему вещей. Возможно, в этой избыточности кроется одна из причин того экологического абсурда, в котором мы сегодня находимся. Известно, что только 2% осваиваемых природных ресурсов имеют непосредственное отношение к удовлетворению жизненно необходимых человеческих потребностей. Всё остальное – в конечном счёте свалка побрякушек, украшений и сумасшедших технологий, направленных на удовлетворение человеческого тщеславия.
Слайд 1
Кодификатор по обществознанию.
Глава 1. Человек и общество. Тема 1.5.
Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
МЫШЛЕНИЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Что такое человеческая деятельность?
Отличия деятельности человека от активности животных.
Структура деятельности:
субъект и объект;
цель, средства, действия, результат.
Мотивы деятельности:
потребности;
социальные установки;
убеждения;
интересы;
влечения.
Сознательное и бессознательное в деятельности.
Основные виды деятельности:
игра;
учеба;
труд;
общение.
Слайд 3
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ:
опосредованный характер;
обобщенность.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ:
абстрактное (теоретическое);
образное (художественное).
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
анализ и синтез;
сравнение;
абстрагирование;
обобщение и конкретизация.
ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
суждение, умозаключение, понятие;
индукция и дедукция.
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИСУЩА ТОЛЬКО
ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
СОЗНАТЕЛЬНАЯ
ПРОДУКТИВНАЯ
ОРУДИЙНАЯ
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)
Слайд 5
ОТЛИЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЦЕЛЬ ЗАДАЕТСЯ ИНСТИНКТОМ ЗАДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИНСТИНКТОМ,
НО И СТАВИТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, Т.Е. СООБРАЗУЮЩЕЕСЯ
С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ
И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Животные тоже добывают себе пищу,
но только человек придумал кулинарию.
Животные тоже строят себе дома,
но только человек придумал архитектуру.
Слайд 6
СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество).
ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИТЕ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Слайд 7
По соотношению субъекта и объекта можно выделять:
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАМА МЫЛА РАМУ
МАМА МЫЛА РУКИ
МАМА РАЗГОВАРИВАЕТ
С ПАПОЙ
МАША ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
МАМА КРИЧАЛА НА ПАПУ
СООТНЕСИТЕ СИТУАЦИИ
С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Слайд 8
РЕЗУЛЬТАТ
СРЕДСТВА
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата,
на достижение которого направлена
деятельность.
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.
Слайд 9
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРА УЧЕБА ТРУД ОБЩЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ -
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ
И ОБЩЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ
(производство продуктов питания, строительство зданий и пр.)
ДУХОВНАЯ -
ВСЕ, ЧТО МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ
(получение образования, занятия наукой, музыкой и пр.)
Слайд 10
МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВ – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
МАСЛОУ АБРАХАМ
(1908-1970).
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
ПЕРВИЧНЫЕ, ВРОЖДЕННЫЕ
ВТОРИЧНЫЕ,
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Проиллюстрируйте примером каждый мотив деятельности.
Слайд 11
Cogito, ergo sum (лат. - «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ») -философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
РЕНЕ ДЕКАРТ
(1596-1650).
Французский философ,
математик, механик, физик и физиолог.
Художник Франс Халс.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
МЫШЛЕНИЕ –
высшая ступень познания человеком действительности.
Назовите каналы
связи человека
с окружающим миром?
5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОЩУЩЕНИЯ,
ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Слайд 12
МЫШЛЕНИЕ –
высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт)
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что невозможно познать прямо (непосредственно), человек познает опосредованно:
одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение.
Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Проиллюстрируйте примерами особенности мышления.
Слайд 13
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
Слайд 14
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
АБСТРАКТНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Биологический тест «Кто я?»
Слайд 15
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ
В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИКСИРОВАНИЕ ТОЛЬКО ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОЛЬКО ДАННОМУ КЛАССУ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ
МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ
ПРОЦЕСС МЫСЛЕННОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ, ДЕТАЛИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СТОРОН
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ВАЖНОЙ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТА, ВРЕМЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ДРУГИХ, МЕШАЮЩИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ НА ГЛАВНОМ, СТОРОН
АНАЛИЗ- мысленное разложение целого на части.
СИНТЕЗ – объединение частей в единое целое (операция, обратная анализу).
СРАВНЕНИЕ – установление сходства и различия предметов и явлений.
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
ОБОБЩЕНИЕ - это мысленное выделение, фиксирование только общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс мысленного сосредоточения на любой, даже второстепенной, детали и отвлечения от других сторон.
Слайд 16
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
ПОНЯТИЕ – это отражение существенных признаков предмета.
В приведенных примерах найдите суждение и умозаключение:
Все люди братья.
Все люди хотят мира.
Если все люди братья и все хотят мира, значит война есть преступление против человечества.
Слайд 17
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Процесс получения умозаключения называется РАССУЖДЕНИЕМ.
ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему.
ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
В приведенных примерах найдите индуктивное и дедуктивное рассуждение:
Любой человек мыслит. Иван мыслит. Следовательно Иван – человек.
Иван – человек. Иван мыслит. Следовательно любой человек мыслит.
Слайд 18
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
ЯЗЫК – объективная материальная форма мышления.
Мышление и язык (речь) – едины. Мысль становится мыслью только через слово – устное или письменное.
Слайд 19
По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем.
Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг.
Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг.
В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать...).
Лучший способ развития мозга - заниматься тем, что вы еще никогда не делали (танцы, пение, новая еда, науки и т.д.). Например, если вы правша, то учитесь писать левой рукой.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЫШЛЕНИИ
Слайд 20
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество).
ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.
МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Слайд 21
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.
http://school-collection.edu.ru
http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Деятельность».
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-deyatelnosti?seconds=0 - ИнтернетУрок «Структура деятельности».
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ: Темперамент.
Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Субъект
— это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект
— это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
природы | общества | Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность | Это социально-преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность - это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Виды деятельности в зависимости от результатов:
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество
— это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение
— это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия
— это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция
— это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игровая деятельность
Игра
— это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.
Трудовая деятельность
Труд
— это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность
: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель
: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.
Учебная деятельность
Учение
— это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель:
освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат:
формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.
Деятельность и общение
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сознательное и бессознательное
Сознание
— это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными
называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания | ||
Предметное сознание - направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми | Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру | Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание
— это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение
— это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание
— это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология
— это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология
— это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение
— это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание
— это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление
— это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Мысль - это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Бессознательное
- это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.
Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ
Для занятий в группе сайта
#5_Мышление_и_деятельность
Деятельность - это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности:
😼Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением .
💭Цель - это осознанный предвосхищаемого на достижение которого направлена
✒Средство – это приёмы, способы действий, предметы. Действия - это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность:
🍃Объект - это то, на что направлена деятельность предмет или весь окружающий мир
Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения - это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за
🔆Влечения - это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической но и с общественным развитием, а также с речевой и человека. Формы мышления:
📌Мышлению свойственны такие процессы, как:
анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Неразрывно связано с именно результаты мышления отражаются в Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.
Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.
В топике группы по эссе онлайн